ЭТО ИНТЕРЕСНО

Для отливки каслинских художественных произведений из чугуна употреблялись заводские бронзовые модели и особый состав чугуна, обладающий вязкостью и позволяющий отливать с большой точностью тонкие и сложные по своему профилю, рельефу и ажурному декору вещи. После отжига отливки приобретали качества, позволяющие обрабатывать их разными в зависимости от фактуры изделия чеканами, что особенно было важным в производстве предметов декоративно-прикладного искусства.
Большое значение имело качество местного каслинского песка, идущего для создания литейных форм. Изготовление изделий каслинского литья – процесс сложный, трудоемкий, требующий от исполнителей особых знаний, умений и навыков. В настоящее время на Каслинском заводе архитектурно-художественного литья весь процесс разделен на ряд последовательных операций, каждую из которых вручную выполняет узкий специалист высокой квалификации.
Традиционная технология

Операция 1. Создание авторской модели. Исполнитель – скульптор. Модель лепится из мягкого материала – воска, пластилина, редко – из глины. Законченную работу автор или специалист-модельщик переводит в гипс, затем в бронзу. Большая часть моделей разборная: подставки, сами фигуры и даже некоторые части фигур формуются и отливаются в чугуне по отдельности.
Операция 2. Подготовка литейной формы. Исполнитель – мастер-формовщик. В зависимости от характера модели литейная форма выполняется по двум традиционным технологиям и используется только один раз: а) формовкой по – сырому; б) кусковой формовкой. В некоторых случаях изделия выполняются с использованием обеих технологий.
а) Формовка по – сырому. Применяется для плоских изделий или плоских частей объемных изделий: ажурных решеток, садовой мебели, тарелок, шкатулок, рельефов, медалей, подставок для круглой скульптуры и пр. Используются: песок (песчано – глинистая смесь) из Лазаретского карьера; опока – специальный разборный металлический ящик, в котором производится формовка, а затем и отливка. Опока разымается на две половины. Нижняя половина доверху плотно набивается слегка увлажненной формовочной смесью. Поверхность выравнивается, в ней выполняется четкий оттиск бронзовой модели. Пролагаются литниковые каналы. Таким же образом готовится верхняя половина опоки, в ней делается оттиск другой стороны модели. Далее формовщик при помощи набора специальных инструментов устраняет мельчайшие дефекты формы, посыпает рабочую поверхность графитом, скрепляет половинки опоки, после чего форма готова к заливке расплавленного металла - чугуна.
б) Кусковая формовка. Применяется для объемных изделий: скульптурных групп, одиночных фигур, статуэток, бюстов, некоторых видов канделябров и т.д. Используются: песок (песчано – глинистая смесь) из Конского карьера; одна или несколько опок; стержневые каркасы. Модель (или ее часть) помещается на заполненную песком половину вспомогательной опоки. Выступающую часть модели формовщик делит на участки таким образом, чтобы по завершении работы куски формы можно было без труда разъять. На каждый участок при помощи специальных инструментов слой за слоем «набивается» увлажненная формовочная смесь. Делается это до тех пор, пока толщина куска не достигнет 5 - 8 см. Края куска аккуратно подрезаются для того, чтобы в готовой форме он плотно соединился с соседними. Во избежание склеивания кусков срезы посыпаются графитом или древесно – угольной пылью. Когда половина кусковой формы готова, куски разъединяются, просушиваются, их рабочая поверхность прокапчивается сосновым смольем или покрывается графитом. Аналогичным способом выполняется кусковая форма другой половины модели. Когда и она готова, куски каждой их половин помещаются в верхнюю и нижнюю части опоки. Пространство между поверхностью кусковой формы и стенками опоки плотно заполняются формовочной смесью.
Каслинская интерьерно-кабинетная скульптура и любые другие объемные отливки по традиции отливаются пустотелыми. Для достижения пустотелости используется специальный литейный стержень, который заводские мастера в старину называли «глухарь». После изъятия модели внутри кусковой формы остается полностью соответствующая ей полость. В центре полости формовщик укрепляет крестообразный каркас, а нижнюю и верхнюю половины формы плотно заполняет стержневым составом - формовочной смесью с добавлением клеевых веществ (чаще – декстрина). Совместив, а затем разъединив половины формы, мастер получает «слепок» модели, который аккуратно извлекается и подсушивается. Затем поверхность слепка в нескольких местах прокалывается специальными кнопками. На глубину прокола (около 3 – 5 мм) со слепка снимается верхний слой. Толщина этого слоя после отливки будет толщиной стенки формуемого изделия. Подготовленный литейный стержень закрепляется внутри кусковой формы. Прорезаются литниковые каналы. Половины опоки скрепляются. Кусковая форма готова к отливке изделия.
Операция 3. Заливка расплавленного чугуна в приготовленные песчано – глинистые формы. Исполнитель – мастер – литейщик. Его задача – обеспечить должное распределение расплавленного металла внутри формы и отследить режим постепенного охлаждения отливки для сохранения ее целостности. Остывшая отливка вынимается из опоки, из нее через специальные отверстия удаляется стержневая смесь (глухарь). Перед механической обработкой отливка еще раз обжигается для уменьшения твердости поверхности при механической обработке (чеканке).
Операция 4. Чеканка и сборка изделий. Исполнитель – мастер-чеканщик. После отливки на поверхности изделия остаются литники, швы на месте соединения кусков формы, небольшие каверны. Требуется дополнительно проработать рельеф поверхности чеканами, соединить отдельно отлитые части и детали. При помощи большого набора инструментов мастер приводит изделие в требуемое внешнее соответствие с авторским образцом-моделью. Отдельно отлитые детали фигуры или композиции собираются вместе без видимых соединительных стыков. Качественная чеканка поверхности придает фактуре изделия реалистическую достоверность и делает отливку художественным произведением искусства.
Операция 5. Покраска изделий. Исполнитель – мастер по покраске. Для каслинских изделий из чугуна традиционно используется специальная черная краска, называемая по старинке «голландская сажа», дающая матовую поверхность и позволяющая ощутить объемность и пластику изделия. Краска наносится вручную, в три слоя. Каждый слой закрепляется путем термической обработки.

Технология литья по выплавляемым моделям

С начала 1950-х годов, помимо традиционной технологии, в производстве каслинских художественных изделий из чугуна стала использоваться новая технологии так называемого высокоточного литья (литье по выплавляемым моделям). С модели в пластилине снимается мягкая (пенталастовая) форма, на которую накладывается гипсовый кожух. После удаления модели в эту форму запрессовывается восковая смесь. Несколько полученных таким образом восковых моделей присоединяются к восковой литниковой системе. Модели и литниковая система покрываются слоем специальной суспензии, состоящей из пылевидного кварца и этилсиликата. При нагревании восковая смесь вытапливается. Далее вся система помещается в специальный металлический ящик – опоку, которая плотно заполняется формовочным песком. В прогретую форму заливается расплавленный чугун. Литье по выплавляемым моделям применяется для изготовления небольших изделий (камерных статуэток и настольных сувениров) и некоторых деталей скульптуры, выполняемой при помощи кусковой формовки.
С 1850-х годов на заводе происходит освоение европейской технологии художественного литья посредством кусковой формовки «всухую», что позволило получать отливки сложных форм, больших или малых размеров и высокого художественного качества, как в единичных экземплярах, так и сериями. Высокий художественно-технический уровень выпускаемых изделий обеспечивался не только профессиональным мастерством каслинских рабочих и хорошей технологической оснащенностью завода, но и, в первую очередь, прекрасными качествами литейного чугуна.
Каслинский завод располагал местными, уникальными по своим природным качествам, формовочными песками, аналогичными по своему составу знаменитым немецким бранденбургским пескам, использовавшимся в первой половине XIX века в производстве чугунных предметов многочисленными немецкими литейнями и Прусским королевским заводом в Берлине. Именно это обстоятельство позволило создавать предметы сложной конфигурации с прекрасным качеством внешней поверхности и с минимальными отклонениями формы изделий от оригинальной авторской модели или готового бронзового образца.
Принято считать, что «визитной карточкой» каслинского художественного литья является черный цвет. Однако, следует отметить, что окраска чугунных изделий в зависимости от времени производства отливки могла иметь разный цвет (черный, коричневый, полихромный) и разные оттенки черного и коричневого цветов. Это объясняется поисками собственной идентификации нового вида художественной продукции Каслинского завода, не изжившим на раннем этапе производства стремление к подражанию европейским чугунным отливкам, французским и русским образцам из позолоченной и патинированной бронзы. Так, в 1850-е-1870-е годы помимо окраски в черный цвет каслинские вещи могли быть бронзированными (имитация российской позолоченной бронзы), иметь темно-коричневый (шоколадный) цвет (подражание французской патинированной бронзе) или полихромную окраску разных тонов светло-зеленого, коричневого и черно-коричневого цветов (следование внешнему виду европейской полихромной бронзы). С 1880-х годов ассортиментные изделия приобретают стабильный окрас в черный цвет, хотя и он в ряде случаев не бывает однотонным, иногда черная окраска предметов имела различной интенсивности оттенки коричневого цвета.
В 1890-е - 1910-е гг. цвет каслинских отливок из чугуна имеет насыщенный матовый черный цвет с сильно приглушенным блеском. Декоративной отделкой некоторых заказных по ассортиментному каталогу чугунных вещей могла стать их никелировка или хромирование, что придавало им нарочитый вид изделий из «белого металла», уподобленных вещам из серебра. В пер. пол. 20 века каслинские изделия имели традиционный и приятный глазу бархатистый тон черного цвета, со втор. пол. 20 века – обладали ярким и интенсивно-аспидным тоном черного цвета с сильным блеском, что объяснялось использованием в качестве лако-красочного покрытия чугунных вещей дешевого «кузбасслака». В нач. 21 века Каслинский архитектурно-художественный завод производит окраску ассортиментных изделий черной краской, получаемой по воссозданной на предприятии дореволюционной рецептуре «голландской сажи».
В производственную маркировку Каслинского завода, ставшей в настоящее время прославленным и широко известным брендом уральского художественного литья из чугуна, в разное время входили клейма с сокращенным названием предприятия с указанием года отливки (или без года), фамилией формовщика, а также оттиски с изображением выставочных наград, буквенные и цифровые обозначения (каталожные номера). Помимо заводской маркировки на чугунных предметах могут присутствовать надписи с фамилией скульптора, выполнившего оригинальную модель. Крайне редко встречаются надписи с авторским названием скульптуры или жанровой композиции. На раннем этапе становления художественного литья клеймо с фамилией формовщика носило контрольный и фискальный характер, позволяющим следить за художественно-техническим уровнем исполнения отливки и выявлять виновника брака. В кон. 19-нач. 20 века клеймо с фамилией формовщика на чугунных изделиях также сохраняется, но теперь оно уже рассматривается как личное клеймо мастера-изготовителя, являющееся гарантией высокого качества чугунной вещи. В советское послевоенное время на чугунных изделиях Каслинского завода сохраняется заводское клеймо с указанием года отливки, однако после 1958 года с отливок исчезает клеймо с фамилией формовщика-изготовителя конкретной вещи. В кон.20-нач. 21 века на художественной продукции ставится разная производственная маркировка не имеющая, как в прежнее время, единого стандарта, однако, клеймо с названием завода и во многих случаях с годом выпуска отливки стабильно сохраняется.
Ассортиментный ряд Каслинского завода состоял из бронзовых моделей, которые литейщики-формовщики, чеканщики и покрасщики с помощью целого ряда технико-технологических операций переводили в чугунные отливки, фактурно отделывали их внешнюю поверхность и покрывали черной краской «голландская сажа», добиваясь высокого художественного совершенства. Сохраняя все особенности пластического языка и творческой индивидуальности автора оригинальной модели каслинские заводские мастера, по сути дела, выступали соавторами скульптора-профессионала, внося в каждую свою работу художественный артистизм и вдохновение. Весь заводской ассортимент каслинских чугунных изделий условно подразделяется на три самостоятельных блока:
1. отливки, изготавливаемые по оригинальным моделям немецких скульпторов;
2. отливки – по готовым французским бронзовым изделиям, трансформированным в заводские модели;
3. отливки – по моделям местных заводских рабочих, скульпторов-самоучек;
4. отливки - по оригинальным моделям сотрудничавших с заводом российских столичных скульпторов;
5. отливки - по попадавшим на завод в качестве модельного образца бронзовым работам русских скульпторов, отлитых на санкт-петербургских бронзолитейных предприятиях.
Известность и славу Каслинскому заводу, выходящие далеко за пределы нашей страны, принесли интерьерные и кабинетные чугунные скульптуры, в которых очень ярко проявился высокий профессионализм мастеров-исполнителей и присутствовало безупречное художественно-техническое качество каждого изделия. Заводские модельщики, литейщики и формовщики, чеканщики, мастера по окраске изделий в черный цвет превратили каслинское чугунное литье в уникальное явление российской художественной промышленности и сделали его подлинным достоянием отечественной истории декоративно-прикладного искусства, ярким и самодостаточным образцом европейской культуры. Многочисленные каслинские отливки сохранили для потомков длинный список имен первоклассных мастеров, которые искусно формовали и отливали чугунные изделия, на которых стояли их личные клейма.
От их умелых рук и прекрасного знания производственной технологии в значительной мере зависели художественные достоинства чугунной скульптуры, ажурных и рельефных вещей, миниатюрных вещиц. Мастерство исполнения, в частности техническая отделка интерьерно-кабинетной скульптуры, было доведено на Каслинском заводе до большого совершенства. Работая над произведениями, обладающими индивидуальной и выразительной характеристикой авторских моделей того или иного известного скульптора, каслинские мастера умело сохраняли в чугунных отливках художественные качества оригиналов и их стилевую принадлежность, обобщенность и законченность пластических форм. Умелая чеканка фактуры, точная и незаметно сделанная сборка отдельных деталей общей композиции, окраска скульптуры в глубокий и мягкий по тону черный цвет делали каслинскую скульптуру произведением искусства.
Особенно удивительным является факт создания самостоятельных жанровых моделей для чугунного литья самими каслинскими мастерами, отразившими крестьянскую тематику и этнографическую специфику русского стиля эпохи Историзма в ассортиментном литье завода посл. четв. 19 века. Имена этих местных рабочих скульпторов и их работы известны и сохранились до настоящего времени. Так, например, работавшему на заводе формовщику и литейщику В.Ф. Торокину (1845-1912) принадлежат модели нескольких скульптур «Крестьянин на пашне», «Мальчик верхом на лошади», "Литейщик за работой", "Старуха с прялкой" (спичечница) и целый ряд редукций (уменьшенный вариант) скульптурных моделей из заводского ассортимента, принадлежавших руке профессиональных столичных художников. Настоящий триумф Каслинскому заводу принесли его экспонаты на Всемирной выставке 1900 года, в Париже.
Маленьким чудом из числа вещей, привезенных в Париж на выставку, стали не только миниатюрные брелоки ювелирной работы (рыбка, кабан, собачка, бычок, крыса, якорь, скрещенные молоточки и др.), но и чугунная цепочка для мужских карманных часов, ставшая шедевром технологии литейного искусства уральских мастеров. Цепочка имела шестьдесят отдельно отлитых и соединенных между собой звеньев и вес ее был крохотным, не более 10-25 граммов. Автором и формовщиком-изготовителем этого удивительного экспоната был упомянутый выше В.Ф. Торокин. На выставке также демонстрировалась чугунная пружина, при сдавливали которой каждое звено спирали входило одно в другое и чугунная линейка, гибкость которой позволяла свернуть ее в кольцо. Видевшим эти чугунные экспонаты посетителям выставки, трудно было поверить, что они выполнены из обычного промышленного метала простыми рабочими далекого уральского завода.
О каслинских мастерах, изготавливавших в чугуне сложнейшие произведения искусства сложено не мало легенд и преданий, написаны книги и выпущены прекрасно иллюстрированные альбомы. Наиболее глубокую и точную характеристику каслинскому литью дал известный исследователь этого вида горнопромышленного искусства, музейный работник-искусствовед и профессор Уральского Государственного Университета в 1960-1980-е годы Борис Васильевич Павловский: «…каслинские отливки обладают великолепными художественными, пластическими качествами, не уступая в лучших своих образцах бронзе. Техническая безукоризненность отливок, а следовательно, и художественная, эстетическая выразительность чугунного камерного, или, как тогда говорили, «кабинетного», литья объясняется тремя факторами. Прежде всего, высокими качествами чугуна, способного выявить и передать все мельчайшие детали, своеобразие лепки скульптурного оригинала… Во-вторых, особым, неповторимым природным качеством формовочных песков. Природа щедро одарила ими Касли. И третьим, главным слагаемым успеха и славы стало уникальное, неповторимое мастерство каслинских рабочих – подлинных художников, превративших тяжелый грубый чугун в тончайший, податливый, как черный воск, материал пластики».
Вершиной профессионального успеха уральских мастеров стал всемирно известный шедевр мирового искусства, знаменитый Каслинский чугунный павильон, сделанный по проекту санкт-петербургского архитектора из Е.Е. Баумгартена (1867-1919) в качестве промышленной витрины чугунных изделий Каслинского завода Кыштымского горного округа для Парижской выставки 1900 года. Сегодня Каслинский павильон входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО и хранится в Екатеринбургском музее изобразительных искусств. Его пластическое решение органично соединяет ажурный, рельефный и скульптурный декор, представляющий сказочную панораму древнерусских образов, анималистики и витиеватого орнамента разных эпох и европейских стилей. Клейма с фамилиями формовщиков, найденные исследователями на деталях чугунного павильона, позволили выявить имена мастеров-литейщиков этого рукотворного уральского чуда.
В создании Каслинского павильона приняли участие лучшие заводские формовщики, являвшиеся представителями рабочих династий, трудившихся на заводе задолго до момента появления на нем во втор. пол. 19 века художественного литья из чугуна. Это широко известные сегодня фамилии Тепляковых, Мочалиных, Торокиных, Агеевых, Самойлиных, Игнатовых, Тимофеевых, Кузнецовых, Хорошениных, Захаровых, Перминых, Рязанцевых. Практически на всех лучших каслинских образцах скульптурного и утилитарного художественного литья дореволюционного периода можно видеть фамилии представителей разных поколений этих заводских династий.
На дворе эпоха подделок. Но мы отказываемся верить, что и в антикварных галереях висят фальшивки. Все-таки искусство - иная субстанция. Однако это иллюзия. В России целая подпольная индустрия специализируется на производстве поддельных предметов старины. На подделку можно наткнуться и на именитом аукционе, и в небольшой антикварной лавочке.
Интересный факт - в антикварных салонах императорской посуды лежит втрое больше, чем выпустил завод в XVIII веке. Современные технологии позволяют в кустарных условиях подделывать не только клейма, но и производить "столетние" трещины на посуде. На вазах можно делать такую печатку, что визуально даже специалист не отличит ее от ручной гравюры. Это же касается и чугуна. Современные технологии позволяют не только точно скопировать предмет, но даже напечатать его в специальной 3D аппаратуре.
Реплика

Сегодня реплики присутствуют абсолютно во всех областях материальной культуры европейского общества. В случае с каслинским художественным литьем из чугуна производитель реплики не скрывает своего имени и ставит на чугунных изделиях клеймо (логотип) свой фирмы или реплика не имеет на себе производственного клейма в связи с отсутствием его официальной регистрации в службе Роспатента.
В широком понимании: реплика – это художественное произведение, повторяющее другое произведение (оригинал) с целью его воспроизведения в той же манере, материале и с сохранением размеров подлинника (иногда в уменьшенном или увеличенном виде). Визуально и по внутренним составляющим реплика может полностью соответствовать оригиналу. В ряде случаев допускается, что реплика может иметь незначительные расхождения с художественной манерой и композицией оригинала.
Часто реплика может быть полномасштабной копией редкого или утраченного исторического образца, возможно, с частичным использованием современных материалов и технологий.
В отличие от реплики, копия – это всегда повторение оригинала автором или другим художником и копия должна в точности соответствовать художественной манере и композиции оригинала. Копия может быть выполнена в другом материале и в иных размерах, но в художественном отношении визуально должна полностью соответствовать первичному образцу.
Для каслинского художественного литья из чугуна репликой является любая отливка по старой заводской/авторской модели или с готовой чугунной отливки предшествующего времени (в случае утраты оригинальной модели), выполненная не работающими в настоящее время на Каслинском архитектурно-художественном заводе профессиональными уральскими мастерами. Эти мастера, как правило, имеют собственные небольшие литейные мастерские в Каслях и отливают предметы с заводских моделей (утраченных в разное время заводом) или уже с существующих и отлитых ранее на Каслинском заводе чугунных изделий. На репликах не должны стоять фирменные клейма Каслинского завода, на них проставляется клеймо той литейной мастерской (артели), где данная вещь была отлита в материале по оригинальному образцу каслинского заводского изделия (напр., «ЛИТУР», «КиН», URAL-ANTIK.RU).
Если взять две одинаковые чугунные вещи, сделанные по модельным образцам Каслинского завода, местными (каслинскими) литейщиками то обычный человек не сможет определить, где оригинал, а где реплика, если она качественно выполнена и не имеет клеймения. Это может сделать только профессионал, который ориентируется не только на клейма предприятия-изготовителя, но и досконально знает художественно-технические особенности оригинального заводского каслинского литья из чугуна.

Подделка

Подделка в каслинском художественном литье – это современное изготовление частным лицом (мастерской, артелью) по старым оригинальным заводским моделям (утраченным в разное время с завода) или по имеющимся в наличии чугунным клейменным изделиям Каслинского завода новых чугунных/бронзовых предметов (произведений искусства) в подражание ассортиментной продукции Каслинского завода дореволюционного периода (до 1917 года) и советского периода пер. пол. 20 века. Как правило, на всех подделках каслинского литья проставлены фальшивые заводские клейма того или иного периода времени. Каслинские подделки из чугуна изготавливаются в настоящее время на пике коллекционного и общественного интереса к уральскому художественному литью из чугуна дореволюционного периода и времени «ранних Советов» (пер. пол. 20 века) с целью умышленного обмана современного покупателя и коллекционеров уральского художественного литья и получения наживы на незаконной эксплуатации знаменитого бренда «каслинское литье».